Навигация


СТАТИСТИКА








20:21
Новые ответы И.Е. Домогацкой на вопросы руководителей ДШИ
Предлагаем вашему вниманию подборку вопросов и ответов И.Е. Домогацкой на вопросы директоров ДШИ.

При введении предпрофессиональных программ в школе не предусматривается использовать вариативную часть, ссылаясь на недостаточное финансирование. Законно ли это?

Ответ: Наличие вариативной части прописано в ФГТ, следовательно, вариативная часть является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы. Количество часов, отводимое на ее реализацию, обсуждается с учредителем. Школа должна учитывать не только финансовые. но и материально-технические (достаточно ли аудиторий, например), кадровые возможности.

Каков механизм финансирования дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ?

Ответ: На сегодняшний момент механизмом финансирования детских школ искусств как бюджетных или автономных учреждений является государственное (муниципальное) задание. Величина финансовых средств зависит, в основном, от количества обучающихся. Министерством культуры Российской Федерации организованы работы по анализу «стоимости» предпрофессиональных программ. Аудиторная нагрузка в первых классах предпрофессиональных программ практически совпадает с недельной нагрузкой, представленной в действующих примерных учебных планах.

Подскажите сколько учебных недель в годовом календарном графике для ОП Художественно — эстетической направленности и сколько дней в году положено на каникулы по государственному стандарту?

В учебном году 39 недель (с 1 сентября по 31 мая). Из них учебных недель — 35, так как каникулы внутри учебного года составляют 4 недели. По предпрофессиональным программам учебных недель — 33, так как внутри 35 недель есть неделя резервного времени (которая, кстати, может также использоваться как учебная неделя) и неделя, отведенная на промежуточную аттестацию.

Должна ли быть написана образовательная программа по каждой специализации ( согласно ФГТ), и к ней будут прилагаться программы по учебным предметам. Или нужна одна общая образовательная программа ДШИ, где будут прописаны все специализации по которым реализуются программы предпрофобразования и художественно-эстетической направленности ?

Ответ: В соответствии с федеральными государственными требованиями детская школа искусств должна разработать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу (например, «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Живопись» и т.д.). На сегодняшний момент перечень предпрофессиональных программ состоит из 13 программ. То есть, если Ваша школа лицензировала, например, 5 предпрофессиональных программ, следовательно, столько программ она и должна разработать. Требования к структуре такой программы сформулированы в ФГТ (раздел IV). Состоит программа из 7 частей, в том числе, учебные планы, программы учебных предметов и т.д. в ФГТ указано, что мы выбираем срок обучения либо по 
5-и летней либо по 6- летней образовательной программе (художественная школа) и итоговая аттестация в конце срока обучения.

Возможно ли выбрать программу с 
5-летним сроком обучения , а дополнительный год только для тех детей , которые будут готовиться к поступлению в ССУЗ?

Ответ:
6-й класс — только для детей, которые хотят поступать в профессиональные учебные заведения.

Как в ДШИ будет представлено общемузыкальное или же шире общеэстетическое направление образования, которое определяло содержание образования в ДМШ, ДШИ. Ведь если мы готовим любителя музыки, то средства и содержание программ одно и оно не будет совпадать с целями и задачами предпрофессиональной подготовки (узкоспециальными).

Ответ: Цели общего музыкального (общего эстетического, общего художественного) образования не противоречат направленности и содержанию предпрофессиональных программ. Именно предпрофессиональные программы имеют весь спектр возможностей в художественном образовании и воспитании детей.

Почитайте внимательно федеральные государственные требования (например, по программе «Фортепиано» и другим программам): «ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства».

Многих смущает формулировка «выявление одаренных детей», но данная задача всегда ставилась перед детскими школами искусств, Вы почему-то ограничиваете наши традиции только общехудожественным образованием. Но «выявление одаренных детей» — это длительный процесс, государство «дает» нашим школам на этот процесс даже
8-9 лет! В этом процессе мы выявляем особенно способных, но ВСЕ дети при этом получают качественное образование, основные показатели этого качества как раз и указаны в этом цитируемом фрагменте.

Не следует также трактовать предпрофессиональные программы как программы особой сложности. В ваших программах учебных предметов Вы можете отразить различные по уровню сложности, например, исполнительские программы и т.д. Кроме того, введение предпрофессиональных программ не исключает действие общехудожественных программ.

Ответьте пожалуйста на вопрос: если школа до декабря 2012 не успевает разработать предпрофессиональные образовательные программы и в итоге этого не получит лицензию на образовательную деятельность по этим программам, может ли она произвести набор на будущий
2013-2014 учебный год по дополнительным образовательным программам , а по мере создания предрофессиональных уже в 2014 году перейти на обучение по ним, грозит ли ей это закрытием, либо другими карательными мерами? Ведь в положении о школе сказано, что она может осуществлять свою деятельность, как по дополнительным образовательным программам, так и по предпрофессиональным образовательным программам. Обязателен ли переход на обучение по предпрофессиональным программам именно в 2013 году?

Ответ: Основным признаком детской школы искусств как особого вида учреждения дополнительного образования детей является реализация предпрофессиональных программ. Детская школа искусств может реализовывать и другие дополнительные общеобразовательные программы. Федеральное законодательство вступило в силу, и школа обязана его выполнять, а следовательно — организовать прием детей в мае 2013 года. У вас еще есть время — лицензируйте программы.

В связи с переходом на новую систему оплаты труда ряд муниципалитетов привязал базовые ставки оплаты труда педагогических работников детских школ искусств к образовательному цензу и педагогическому стажу работника без указания порядка исчисления педагогического стажа работы.Какими нормативными документами следует руководствоваться в настоящее время при исчислении педагогического стажа работника ДШИ?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос Вы найдете в письме Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947 «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений» (раздел 9).

Позвольте все же уточнить по поводу резервной недели, точнее её тарификации для преподавателей и концертмейстеров. Предполагается ли в резервную неделю проведение и уроков по расписанию, и консультаций? Предполагается ли отдельная оплата консультационных часов? Позвольте также не согласится по поводу реальности проведения всех экзаменов в последнюю неделю мая.

Ответ:  Использование резервной недели возможно, в том числе, и в качестве недели консультационных занятий, которые оплачиваются преподавателям особо, сверх установленной учебной нагрузки, так как объем консультационных часов указан в федеральных государственных требованиях. Данные часы тарифицируются,есть несколько вариантов внесения данных часов в тарификационные списки. Что касается экзаменов и их проведения за пределами аудиторных часов, то у образовательного учреждения есть возможность урегулировать расписание зачетов и экзаменов, так как «Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно» (ФГТ). Это особенно важно для больших школ с развитыми инструментальными отделениями. Установите свой график промежуточной аттестации с преобладающей зачетной формой, а не экзаменационной (экзамен как форма промежуточной аттестации — весьма сложная процедура) в конце года, обозначьте контрольные точки в виде экзаменов на особых этапах образовательного процесса. Примерные учебные планы являются лишь некоторым вариантом — одним из десятков возможных.

Возможно ли написание ОБЩЕЙ программы по АНСАМБЛЮ для скрипки и виолончели; флейты, трубы и кларнета (например) и др. Прокомментируйте, пожалуйста, следующее положение ФГТ :"Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. " Означает ли это, что экзамены всей школы (а их довольно много) проводятся в резервную неделю? Как оформляется в журнале посещения и успеваемости резервная неделя? Как следует тарифицировать преподавателю учебный предмет ансамбль в том случае, если он проводится в форме педагог-ученик? По ФГТ это мелкогрупповое занятие, от двух человек. Что ставится в нагрузку в этом случае — 1ч или 0,5 часа?

Программа по учебному предмету «Ансамбль» должна быть разработана для каждой предпрофессиональной программы: «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты». Экзаменов не должно быть много (не более
4-х в год), и проводятся они не в резервную неделю, а в специальную неделю, которая отводится для промежуточной аттестации (в конце учебного года). Например, в основном, количество экзаменов может быть 1-2 (специальность и еще один предмет). Оформление резервной недели в журнале зависит от того, что вы планируете в резервную неделю. Рекомендации в рамках ФГТ — провести консультации. Следовательно, необходимо вести журнал консультационных занятий. Ансамбль — предмет для учащихся (от 2-х человек).

1. По одной предпрофессиональной программе программы по учебным предметам пишутся отдельно на каждый срок (5,6 и 8,9 лет) или все года в одной программе с разбивкой по срокам?
2. Те программы, которые были в учреждении по приносящей доход деятельности теперь тоже считаются дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами в области искусства или как и были по лицензии?


Программа учебного предмета должна быть одна. Различные сроки обучения будут отражены в разделе «Содержание учебного предмета», а также в разделе «Формы и методы контроля, система оценок» в части графика проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Все остальные разделы — общие, так как едины для всех сроков обучения цели и задачи, результаты обучения и т.д. Предпрофессиональными являются только те программы, для которых разработаны федеральные государственные требования. Учредитель на основании предложений школы определяет контрольные цифры приема на данные программы, это — бюджетные места. Данные программы нужно лицензировать (вносить изменения в приложение к лицензии). Программы в рамках платных услуг могут стать предпрофессиональными, если будут пересмотрены в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Если в июне 2013 года заканчивается срок действия лицензии, нужно получать лицензию на программы по которым работаем в настоящее время и на предпрофессиональные программы?

Ответ: Уважаемые коллеги! Вносить изменения в приложение к лицензии нужно в данном учебном году, так как прием на предпрофессиональные программы необходимо осуществить в мае 2013 года.

Просмотров: 9636