НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ



07.08.2018

Программы курсов повышения квалификации РГБУ УМЦ


10.07.2018

Примерный устав школы искусств (2018)


05.07.2018

План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НАШ КАНАЛ НА YOUTUBE







20:21
Новые ответы И.Е. Домогацкой на вопросы руководителей ДШИ
Предлагаем вашему вниманию подборку вопросов и ответов И.Е. Домогацкой на вопросы директоров ДШИ.

При введении предпрофессиональных программ в школе не предусматривается использовать вариативную часть, ссылаясь на недостаточное финансирование. Законно ли это?

Ответ: Наличие вариативной части прописано в ФГТ, следовательно, вариативная часть является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы. Количество часов, отводимое на ее реализацию, обсуждается с учредителем. Школа должна учитывать не только финансовые. но и материально-технические (достаточно ли аудиторий, например), кадровые возможности.

Каков механизм финансирования дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ?

Ответ: На сегодняшний момент механизмом финансирования детских школ искусств как бюджетных или автономных учреждений является государственное (муниципальное) задание. Величина финансовых средств зависит, в основном, от количества обучающихся. Министерством культуры Российской Федерации организованы работы по анализу «стоимости» предпрофессиональных программ. Аудиторная нагрузка в первых классах предпрофессиональных программ практически совпадает с недельной нагрузкой, представленной в действующих примерных учебных планах.

Подскажите сколько учебных недель в годовом календарном графике для ОП Художественно — эстетической направленности и сколько дней в году положено на каникулы по государственному стандарту?

В учебном году 39 недель (с 1 сентября по 31 мая). Из них учебных недель — 35, так как каникулы внутри учебного года составляют 4 недели. По предпрофессиональным программам учебных недель — 33, так как внутри 35 недель есть неделя резервного времени (которая, кстати, может также использоваться как учебная неделя) и неделя, отведенная на промежуточную аттестацию.

Должна ли быть написана образовательная программа по каждой специализации ( согласно ФГТ), и к ней будут прилагаться программы по учебным предметам. Или нужна одна общая образовательная программа ДШИ, где будут прописаны все специализации по которым реализуются программы предпрофобразования и художественно-эстетической направленности ?

Ответ: В соответствии с федеральными государственными требованиями детская школа искусств должна разработать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу (например, «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Живопись» и т.д.). На сегодняшний момент перечень предпрофессиональных программ состоит из 13 программ. То есть, если Ваша школа лицензировала, например, 5 предпрофессиональных программ, следовательно, столько программ она и должна разработать. Требования к структуре такой программы сформулированы в ФГТ (раздел IV). Состоит программа из 7 частей, в том числе, учебные планы, программы учебных предметов и т.д. в ФГТ указано, что мы выбираем срок обучения либо по 
5-и летней либо по 6- летней образовательной программе (художественная школа) и итоговая аттестация в конце срока обучения.

Возможно ли выбрать программу с 
5-летним сроком обучения , а дополнительный год только для тех детей , которые будут готовиться к поступлению в ССУЗ?

Ответ:
6-й класс — только для детей, которые хотят поступать в профессиональные учебные заведения.

Как в ДШИ будет представлено общемузыкальное или же шире общеэстетическое направление образования, которое определяло содержание образования в ДМШ, ДШИ. Ведь если мы готовим любителя музыки, то средства и содержание программ одно и оно не будет совпадать с целями и задачами предпрофессиональной подготовки (узкоспециальными).

Ответ: Цели общего музыкального (общего эстетического, общего художественного) образования не противоречат направленности и содержанию предпрофессиональных программ. Именно предпрофессиональные программы имеют весь спектр возможностей в художественном образовании и воспитании детей.

Почитайте внимательно федеральные государственные требования (например, по программе «Фортепиано» и другим программам): «ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства».

Многих смущает формулировка «выявление одаренных детей», но данная задача всегда ставилась перед детскими школами искусств, Вы почему-то ограничиваете наши традиции только общехудожественным образованием. Но «выявление одаренных детей» — это длительный процесс, государство «дает» нашим школам на этот процесс даже
8-9 лет! В этом процессе мы выявляем особенно способных, но ВСЕ дети при этом получают качественное образование, основные показатели этого качества как раз и указаны в этом цитируемом фрагменте.

Не следует также трактовать предпрофессиональные программы как программы особой сложности. В ваших программах учебных предметов Вы можете отразить различные по уровню сложности, например, исполнительские программы и т.д. Кроме того, введение предпрофессиональных программ не исключает действие общехудожественных программ.

Ответьте пожалуйста на вопрос: если школа до декабря 2012 не успевает разработать предпрофессиональные образовательные программы и в итоге этого не получит лицензию на образовательную деятельность по этим программам, может ли она произвести набор на будущий
2013-2014 учебный год по дополнительным образовательным программам , а по мере создания предрофессиональных уже в 2014 году перейти на обучение по ним, грозит ли ей это закрытием, либо другими карательными мерами? Ведь в положении о школе сказано, что она может осуществлять свою деятельность, как по дополнительным образовательным программам, так и по предпрофессиональным образовательным программам. Обязателен ли переход на обучение по предпрофессиональным программам именно в 2013 году?

Ответ: Основным признаком детской школы искусств как особого вида учреждения дополнительного образования детей является реализация предпрофессиональных программ. Детская школа искусств может реализовывать и другие дополнительные общеобразовательные программы. Федеральное законодательство вступило в силу, и школа обязана его выполнять, а следовательно — организовать прием детей в мае 2013 года. У вас еще есть время — лицензируйте программы.

В связи с переходом на новую систему оплаты труда ряд муниципалитетов привязал базовые ставки оплаты труда педагогических работников детских школ искусств к образовательному цензу и педагогическому стажу работника без указания порядка исчисления педагогического стажа работы.Какими нормативными документами следует руководствоваться в настоящее время при исчислении педагогического стажа работника ДШИ?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос Вы найдете в письме Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947 «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений» (раздел 9).

Позвольте все же уточнить по поводу резервной недели, точнее её тарификации для преподавателей и концертмейстеров. Предполагается ли в резервную неделю проведение и уроков по расписанию, и консультаций? Предполагается ли отдельная оплата консультационных часов? Позвольте также не согласится по поводу реальности проведения всех экзаменов в последнюю неделю мая.

Ответ:  Использование резервной недели возможно, в том числе, и в качестве недели консультационных занятий, которые оплачиваются преподавателям особо, сверх установленной учебной нагрузки, так как объем консультационных часов указан в федеральных государственных требованиях. Данные часы тарифицируются,есть несколько вариантов внесения данных часов в тарификационные списки. Что касается экзаменов и их проведения за пределами аудиторных часов, то у образовательного учреждения есть возможность урегулировать расписание зачетов и экзаменов, так как «Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно» (ФГТ). Это особенно важно для больших школ с развитыми инструментальными отделениями. Установите свой график промежуточной аттестации с преобладающей зачетной формой, а не экзаменационной (экзамен как форма промежуточной аттестации — весьма сложная процедура) в конце года, обозначьте контрольные точки в виде экзаменов на особых этапах образовательного процесса. Примерные учебные планы являются лишь некоторым вариантом — одним из десятков возможных.

Возможно ли написание ОБЩЕЙ программы по АНСАМБЛЮ для скрипки и виолончели; флейты, трубы и кларнета (например) и др. Прокомментируйте, пожалуйста, следующее положение ФГТ :"Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. " Означает ли это, что экзамены всей школы (а их довольно много) проводятся в резервную неделю? Как оформляется в журнале посещения и успеваемости резервная неделя? Как следует тарифицировать преподавателю учебный предмет ансамбль в том случае, если он проводится в форме педагог-ученик? По ФГТ это мелкогрупповое занятие, от двух человек. Что ставится в нагрузку в этом случае — 1ч или 0,5 часа?

Программа по учебному предмету «Ансамбль» должна быть разработана для каждой предпрофессиональной программы: «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты». Экзаменов не должно быть много (не более
4-х в год), и проводятся они не в резервную неделю, а в специальную неделю, которая отводится для промежуточной аттестации (в конце учебного года). Например, в основном, количество экзаменов может быть 1-2 (специальность и еще один предмет). Оформление резервной недели в журнале зависит от того, что вы планируете в резервную неделю. Рекомендации в рамках ФГТ — провести консультации. Следовательно, необходимо вести журнал консультационных занятий. Ансамбль — предмет для учащихся (от 2-х человек).

1. По одной предпрофессиональной программе программы по учебным предметам пишутся отдельно на каждый срок (5,6 и 8,9 лет) или все года в одной программе с разбивкой по срокам?
2. Те программы, которые были в учреждении по приносящей доход деятельности теперь тоже считаются дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами в области искусства или как и были по лицензии?


Программа учебного предмета должна быть одна. Различные сроки обучения будут отражены в разделе «Содержание учебного предмета», а также в разделе «Формы и методы контроля, система оценок» в части графика проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Все остальные разделы — общие, так как едины для всех сроков обучения цели и задачи, результаты обучения и т.д. Предпрофессиональными являются только те программы, для которых разработаны федеральные государственные требования. Учредитель на основании предложений школы определяет контрольные цифры приема на данные программы, это — бюджетные места. Данные программы нужно лицензировать (вносить изменения в приложение к лицензии). Программы в рамках платных услуг могут стать предпрофессиональными, если будут пересмотрены в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Если в июне 2013 года заканчивается срок действия лицензии, нужно получать лицензию на программы по которым работаем в настоящее время и на предпрофессиональные программы?

Ответ: Уважаемые коллеги! Вносить изменения в приложение к лицензии нужно в данном учебном году, так как прием на предпрофессиональные программы необходимо осуществить в мае 2013 года.

Просмотров: 8219