12:30 Новые ответы И.Е, Домогацкой на вопросы руководителей, часть 3 | |
Предлагаем вашему вниманию подборку ответов И.Е. Домогацкой на вопросы руководителей ДШИ. В чем особенность этого материала? Во-первых, на сайте института "РОСКИ" ответы публикуются "сплошной лентой" - там уже трудно найти ответ на нужный вопрос, а через месяц найти что-либо там станет практически невозможно. Мы отобрали все актуальные вопросы, максимально сократив тексты самих вопросов, чтобы было понятно и ясно - о чем спрашивают. Ответы мы не корректируем, но убираем из них обращение по имени отчеству к адресату. Надеемся, что это позволит сэкономить ваше время и нервы. Также в этой публикации мы предприняли попытку разделить вопросы тематически - на общие, касающиеся статуса школ, расписаний и т.п. и детальные - на тему количества часов в учебных планах и других "тонкостей". Надеемся, что такая "проработка" позволит вам воспользоваться этим материалом и в дальнейшем, как справочником. Ответы на вопросы приведены ниже, скачать их вы также сможете по постоянной ссылке в разделе "Стандарты". Ответы И.Е. Домогацкой на вопросы руководителей школ. Часть 3. 25.10.2012 - 06.11.2012 Общие вопросы. Статус ДШИ. Внедрение, рецензирование рабочих программ. Наша ДШИ малокомплектная. Если нет необходимой для внедрения программ базы и нет надежды на местное финансирование, стоит ли вообще пытаться удержать статус школы? Ответ: Развитие системы дополнительного образования детей - процесс многовариантный. Вы сами со своим школьным коллективом должны просчитать все варианты, с учетом возможностей Вашей школы.
Что будет с отделениями раннего эстетического развития и подготовительными отделениями? Нас пугают, что они будут на самоокупаемости… Ответ: Если обучение дошкольников входило в Ваше муниципальное задание, то введение предпрофессиональных программ не является причиной, по которой программы дошкольного обучения могут стать платными. Постарайтесь сохранить структуру муниципального задания с точки зрения образовательных программ, реализацию которых оно обеспечивает.
На сайте УМЦ Москвы говорится: "...Мы считаем, что в условиях ДШИ нецелесообразно начинать
разделение детей на обучающихся по предпрофессиональным программам и
обучающихся по иным программам с начального этапа обучения. Нет ли здесь
противоречия с ФГТ, по которым обучение по предпрофессиональным программам
должно начинаться с первого класса? Ответ: Предпрофессиональные программы ориентированы на выявление одаренных детей. Срок "выявления" определен - для 10-12-летних детей - это 5-6 лет, для детей от 6,6 лет до 9 лет - 8-9 лет. Таким образом, по ФГТ, выявление одаренных детей - процесс, который не делится на этапы. Тем более, что в этом процессе решается множество важных задач, в том числе, - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; а также - приобретение детьми специальных знаний, умений, навыков (например, игры на музыкальном инструменте, по выполнению живописных работ и т.д.). Следовательно, образовательный процесс, реализуемый в рамках предпрофессиональных программ, это не обучение особых, одаренных детей, а лишь их поиск среди сотен и тысяч, которые поступают в детскую школу искусств. ФГТ не предполагают создание специальных условий для особых детей, это привычные учебные планы, ориентированные на качественное (но и при этом - "массовое") обучение детей, в процессе которого часть детей может проявить способности, позволяющие им продолжить образование в сфере искусств на профессиональном уровне. Почему новые программы названы дополнительными общеобразовательными? Ответ: Что касается содержания самого термина - дополнительные предпрофессиональные ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ программы, то слово "общеобразовательные" указывает лишь на уровень дополнительных программ. Для сравнения - дополнительные программы бывают и профессиональными, если определяют развитие профессиональных компетенций, и рассчитаны на их реализацию взрослыми, получившими профессиональное образование.
С кем нужно согласовывать разработанные рабочие программы? Какой орган их принимает? Ответ: В начале процесса введения новых предпрофессиональных программ участие и информированность Вашего педагогического коллектива во-многом определит успешность его продвижения. В уставе Вы определите, какой орган самоуправления в Вашей школе (скорее всего - методический совет) будет участвовать в разработке и совершенствовании образовательных программ. Но "одобрять" или "согласовывать" программы не нужно. У Вас есть единственный "цензор" - федеральные государственные требования.
Подскажите пожалуйста как трактовать выражение "внешняя и внутренняя рецензии"? Что делать с внутренней рецензией, если в школе, например, только один преподаватель по хору? И если обращаться к коллегам из других учебных заведений, какие должны быть критерии? (только высшая категория, только определенный профиль работы). Кстати, этот же вопрос и к специалистам из высшего звена: если человек является кандидатом, например, культурологии, но преподает хор, может ли он рецензировать программу по сольфеджио?
Ответ: Жестких требований к рецензентам нет (есть только рекомендации). Вы вправе сами выбирать рецензентов программы, и если у Вас возникают проблемы с подбором кандидатур, то ориентируйтесь только на профессионализм и доверие педагогического сообщества.
Концертмейстерский класс по программе "Фортепиано"(8 лет) вводится только в 7-8 классах. Надо ли к апрелю 2013 года подготовить программы по предмету конц. класс для лицензирования или их можно предоставить позже? Спасибо. Ответ: Во-первых, Вы можете включить предмет "концертмейстерский класс" в другие годы обучения, не обязательно в 7-й и 8-й, хотя, конечно, данный предмет естественнее видеть именно в этих классах. Что касается разработки программ - программы учебных предметов должны быть разработаны, так как, являясь частью самой образовательной программы, входят в ее структуру.
Поясните пожалуйста, может ли преподаватель ДМШ, закончивший университет культуры по специализации "Преподаватель фортепиано" работать по ФГТ, приравнивается это к высшему профильному образованию, или только должна быть консерватория? Ответ: Критерии и показатели, относящие профессиональное образование к профильному, - пока не определены.
Тонкости учебных планов. Правильно ли мы понимаем, что если мы увеличиваем нагрузку по предмету
"Сольфеджио" в каждом году обучения до 2-х часов в неделю за счет
вариативной части, то в учебном плане в разделе вариативная часть прописываем
отдельной строкой предмет "Сольфеджио" с нагрузкой в 1 час в 1-м году
обучения и 0,5 часа в последующих классах (в программах с 8-милетним сроком
обучения). Вы все правильно поняли. Добавлю. В программе Вы указываете общее количество часов, в том числе - количество часов, добавленное из вариативной части.
Можно ли в вариативную часть учебного плана ввести "Предмет по выбору",
а в примечании к учебному плану расшифровать (например, гитара, вокал,
ансамбль, конц.класс и пр.)? Или название предмета должно быть конкретным? И
еще -можно ли в этот предмет заложить нагрузку от 0,5ч. до 1 ч.(т.е. указать
недельную нагрузку в плане 0,5-1ч.)? Вариативную часть Вы формируете самостоятельно с учетом: конкретного перечня предметов и определенного количества часов (без диапазона - "от" и "до").
1. Является ли количество часов в разделе консультации, обязательными?
или примерными? Ответ: Количество часов, отведенное на консультации, указано в ФГТ, данняй объем часов является обязательным, но Вы сами решаете, на какие предметы, в каких классах и в каком количестве они будут распределены. Поэтому Вы можете отдать предпочтение каким-либо предметам, если Вам это необходимо.
В примерных учебных планах представлен вариант, когда консультационные часы отданы даже на предмет из вариативной части (как раз такой пример Вы приводите, так как хоровой класс у духовиков со 2 по 5 классы предложен в примерном учебном плане в вариативной части).
Занятия СВОДНЫМ хором проходят, конечно, в групповой форме. В целом, консультации по сводному хору не планируются еженедельно, хоровая практика - 1 раз в месяц. Вы можете предложить свои варианты формирования групп для консультаций.
Оплата консультационных часов, которые включены в обязательную часть учебных планов, - это нагрузка сверх учебных аудиторных часов. Она должна тарифицироваться, может быть расписана отдельной строкой в тарификации, рассчитана ежемесячно. Данная нагрузка распределяется равномерно ежемесячно и соответственно ежемесячно оплачивается. Это один из вариантов. Но есть и ряд других.
В одной программе должны быть представлены все сроки обучения.
Возможно ли изменение формы проведения аудиторских занятий по предмету «оркестровый класс» - вместо групповых занятий заложить в учебном плане мелкогрупповые занятия и начинать занятия оркестром с 4-го класса, а не с 5-го? Ответ: Форму занятий оркестром Вы определяете самостоятельно, так же, как и распределение аудиторных часов по классам.
В нашей школе традиционно пленэр проходит в начале сентября (т.к. самое красивое время в нашем регионе это осень). По ФГТ рекомендуется проводить его в июне, можем ли мы оставить пленэр в первой неделе сентября, а аудиторные занятия начинать со второй недели, продлив тем самым учебный год (33 учебные недели) в мае? И вопрос об оплате пленерных часов: они должны быть оплачены преподавателю как дополнительные разовые к его тарификационной нагрузке? Ответ: Так как на пленэр, согласно ФГТ, отводятся отдельные дополнительные часы, которые входят в обязательную часть, то это нагрузка, которая тарифицируется. Пленэр Вы можете проводить и в сентября, и в любое другое время года, как Вы решите. Часть часов попадет в отдельную неделю, а часть - рассредоточено - в течение учебного года (все 28 часов в одну неделю "уложить" не удастся). Это один из вариантов графика образовательного процесса. Могут быть еще варианты. Жесткой схемы нет.
| |
Просмотров: 5467 |