НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ



07.08.2018

Программы курсов повышения квалификации РГБУ УМЦ


10.07.2018

Примерный устав школы искусств (2018)


05.07.2018

План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НАШ КАНАЛ НА YOUTUBE







12:30
Новые ответы И.Е, Домогацкой на вопросы руководителей, часть 3
Предлагаем вашему вниманию подборку ответов И.Е. Домогацкой на вопросы руководителей ДШИ.

В чем особенность этого материала? Во-первых, на сайте института "РОСКИ" ответы публикуются "сплошной лентой" - там уже трудно найти ответ на нужный вопрос, а через месяц найти что-либо там станет практически невозможно.

Мы отобрали все актуальные вопросы, максимально сократив тексты самих вопросов, чтобы было понятно и ясно - о чем спрашивают. Ответы мы не корректируем, но убираем из них обращение по имени отчеству к адресату.

Надеемся, что это позволит сэкономить ваше время и нервы. Также в этой публикации мы предприняли попытку разделить вопросы тематически - на общие, касающиеся статуса школ, расписаний и т.п. и детальные - на тему количества часов в учебных планах и других "тонкостей".

Надеемся, что такая "проработка" позволит вам воспользоваться этим материалом и в дальнейшем, как справочником. Ответы на вопросы приведены ниже, скачать их вы также сможете по постоянной ссылке в разделе "Стандарты".

Ответы И.Е. Домогацкой на вопросы руководителей школ. Часть 3.

25.10.2012 - 06.11.2012

Общие вопросы. Статус ДШИ. Внедрение, рецензирование рабочих программ.

Наша ДШИ малокомплектная. Если нет необходимой для внедрения программ базы и нет надежды на местное финансирование, стоит ли вообще пытаться удержать статус школы?

Ответ:

Развитие системы дополнительного образования детей - процесс многовариантный. Вы сами со своим школьным коллективом должны просчитать все варианты, с учетом возможностей Вашей школы.

 

Что будет с отделениями раннего эстетического развития и подготовительными отделениями? Нас пугают, что они будут на самоокупаемости…

Ответ:

Если обучение дошкольников входило в Ваше муниципальное задание, то введение предпрофессиональных программ не является причиной, по которой программы дошкольного обучения могут стать платными. Постарайтесь сохранить структуру муниципального задания с точки зрения образовательных программ, реализацию которых оно обеспечивает.

 

На сайте УМЦ Москвы говорится:  "...Мы считаем, что в условиях ДШИ нецелесообразно начинать разделение детей на обучающихся по предпрофессиональным программам и обучающихся по иным программам с начального этапа обучения. Нет ли здесь противоречия с ФГТ, по которым обучение по предпрофессиональным программам должно начинаться с первого класса?

Ответ:

Предпрофессиональные программы ориентированы на выявление одаренных детей. Срок "выявления" определен - для 10-12-летних детей - это 5-6 лет, для детей от 6,6 лет до 9 лет - 8-9 лет. Таким образом, по ФГТ, выявление одаренных детей - процесс, который не делится на этапы. Тем более, что в этом процессе решается множество важных задач, в том числе, - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; а также - приобретение детьми специальных знаний, умений, навыков (например, игры на музыкальном инструменте, по выполнению живописных работ и т.д.). Следовательно, образовательный процесс, реализуемый в рамках предпрофессиональных программ, это не обучение особых, одаренных детей, а лишь их поиск среди сотен и тысяч, которые поступают в детскую школу искусств. ФГТ не предполагают создание специальных условий для особых детей, это привычные учебные планы, ориентированные на качественное (но и при этом - "массовое") обучение детей, в процессе которого часть детей может проявить способности, позволяющие им продолжить образование в сфере искусств на профессиональном уровне.

Почему новые программы названы дополнительными общеобразовательными?

Ответ:

Что касается содержания самого термина - дополнительные предпрофессиональные ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ программы, то слово "общеобразовательные" указывает лишь на уровень дополнительных программ. Для сравнения - дополнительные программы бывают и профессиональными, если определяют развитие профессиональных компетенций, и рассчитаны на их реализацию взрослыми, получившими профессиональное образование.

 

С кем нужно согласовывать разработанные рабочие программы? Какой орган их принимает?

Ответ:

В начале процесса введения новых предпрофессиональных программ участие и информированность Вашего педагогического коллектива во-многом определит успешность его продвижения. В уставе Вы определите, какой орган самоуправления в Вашей школе (скорее всего - методический совет) будет участвовать в разработке и совершенствовании образовательных программ. Но "одобрять" или "согласовывать" программы не нужно. У Вас есть единственный "цензор" - федеральные государственные требования.

 

Подскажите пожалуйста как трактовать выражение "внешняя и внутренняя рецензии"? Что делать с внутренней рецензией, если в школе, например, только один преподаватель по хору? И если обращаться к коллегам из других учебных заведений, какие должны быть критерии? (только высшая категория, только определенный профиль работы). Кстати, этот же вопрос и к специалистам из высшего звена: если человек является кандидатом, например, культурологии, но преподает хор, может ли он рецензировать программу по сольфеджио?

 

Ответ:

Жестких требований к рецензентам нет (есть только рекомендации). Вы вправе сами выбирать рецензентов программы, и если у Вас возникают проблемы с подбором кандидатур, то ориентируйтесь только на профессионализм и доверие педагогического сообщества.

 

Концертмейстерский класс по программе "Фортепиано"(8 лет) вводится только в 7-8 классах. Надо ли к апрелю 2013 года подготовить программы по предмету конц. класс для лицензирования или их можно предоставить позже? Спасибо.

Ответ:

Во-первых, Вы можете включить предмет "концертмейстерский класс" в другие годы обучения, не обязательно в 7-й и 8-й, хотя, конечно, данный предмет естественнее видеть именно в этих классах. Что касается разработки программ - программы учебных предметов должны быть разработаны, так как, являясь частью самой образовательной программы, входят в ее структуру.

 

Поясните пожалуйста, может ли преподаватель ДМШ, закончивший университет культуры по специализации "Преподаватель фортепиано" работать по ФГТ, приравнивается это к высшему профильному образованию, или только должна быть консерватория?

Ответ:

Критерии и показатели, относящие профессиональное образование к профильному, - пока не определены.

 

Тонкости учебных планов.

 

Правильно ли мы понимаем, что если мы увеличиваем нагрузку по предмету "Сольфеджио" в каждом году обучения до 2-х часов в неделю за счет вариативной части, то в учебном плане в разделе вариативная часть прописываем отдельной строкой предмет "Сольфеджио" с нагрузкой в 1 час в 1-м году обучения и 0,5 часа в последующих классах (в программах с 8-милетним сроком обучения).

Вы все правильно поняли. Добавлю. В программе Вы указываете общее количество часов, в том числе - количество часов, добавленное из вариативной части.

 

Можно ли в вариативную часть учебного плана ввести "Предмет по выбору", а в примечании к учебному плану расшифровать (например, гитара, вокал, ансамбль, конц.класс и пр.)? Или название предмета должно быть конкретным? И еще -можно ли в этот предмет заложить нагрузку от 0,5ч. до 1 ч.(т.е. указать недельную нагрузку в плане 0,5-1ч.)?

Вариативную часть Вы формируете самостоятельно с учетом: конкретного  перечня предметов и определенного количества часов (без диапазона - "от" и "до").

 

1. Является ли количество часов в разделе консультации, обязательными? или примерными?
2. По 5 летке у народников хор только в 1 классе, а часов по сводному хору в разделе консультации с 1 по 5 кл = 40 часам. Правильно ли это?
3. Занятия по сводному хору проходят по групповым или мелкогрупповым формам?
4. Нужно ли рассчитывать недельное количество часов на консультации?5. В программе по хоровому классу ( по народникам и духовикам) должно быть 2 календарных плана ( по 5 и 8 летке) ?
 

Ответ:

Количество часов, отведенное на консультации, указано в ФГТ, данняй объем часов является обязательным, но Вы сами решаете, на какие предметы, в каких классах и в каком количестве они будут распределены. Поэтому Вы можете отдать предпочтение каким-либо предметам, если Вам это необходимо.

 

В примерных учебных планах представлен вариант, когда консультационные часы отданы даже на предмет из вариативной части (как раз такой пример Вы приводите, так как хоровой класс у духовиков со 2 по 5 классы предложен в примерном учебном плане в вариативной части).

 

Занятия СВОДНЫМ хором проходят, конечно, в групповой форме. В целом, консультации по сводному хору не планируются еженедельно, хоровая практика - 1 раз в месяц. Вы можете предложить свои варианты формирования групп для консультаций.

 

Оплата консультационных часов, которые включены в обязательную часть учебных планов, - это нагрузка сверх учебных аудиторных часов. Она должна тарифицироваться, может быть расписана отдельной строкой в тарификации, рассчитана ежемесячно. Данная нагрузка распределяется равномерно ежемесячно и соответственно ежемесячно оплачивается. Это один из вариантов. Но есть и ряд других.

 

В одной программе должны быть представлены все сроки обучения.

 

Возможно ли изменение формы проведения аудиторских занятий по предмету «оркестровый класс» - вместо групповых занятий заложить в учебном плане мелкогрупповые занятия и начинать занятия оркестром с 4-го класса, а не с 5-го?

Ответ:

Форму занятий оркестром Вы определяете самостоятельно, так же, как и распределение аудиторных часов по классам.

 

 

В нашей школе традиционно пленэр проходит в начале сентября (т.к. самое красивое время в нашем регионе это осень). По ФГТ рекомендуется проводить его в июне, можем ли мы оставить пленэр в первой неделе сентября, а аудиторные занятия начинать со второй недели, продлив тем самым учебный год (33 учебные недели) в мае? И вопрос об оплате пленерных часов: они должны быть оплачены преподавателю как дополнительные разовые к его тарификационной нагрузке?

Ответ:

Так как на пленэр, согласно ФГТ, отводятся отдельные дополнительные часы, которые входят в обязательную часть, то это нагрузка, которая тарифицируется. Пленэр Вы можете проводить и в сентября, и в любое другое время года, как Вы решите. Часть часов попадет в отдельную неделю, а часть - рассредоточено - в течение учебного года (все 28 часов в одну неделю "уложить" не удастся). Это один из вариантов графика образовательного процесса. Могут быть еще варианты. Жесткой схемы нет.

 



Просмотров: 4409