НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ



27.08.2017

Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации.


25.08.2017

Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей, Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09


24.08.2017

Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов», Информационное письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10 марта 2017 г. N 122




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НАШ КАНАЛ НА YOUTUBE







19:11
Музыкальная аппаратура для школы искусств
Рано или поздно, любой руководитель школы искусств задумывается о приобретении звуковой аппаратуры. У кого-то звукоусилительной техники нет вообще, или уже не устраивают постоянно «свистящие» микрофоны, пение в которые превращается в малоразборчивую «кашу», кому-то хочется ставить спектакли, требующие разнообразных звуковых эффектов... В предновогодние дни, когда только что отшумели праздничные утренники и еще не забылись «звуковые» проблемы, которые хочется исправить, мы попробуем поделиться с Вами некоторыми знаниями, основанными на многолетнем опыте.

Сразу отмечу, что эта статья не является «рекламной» или «заказной», мы не будем агитировать Вас что-то покупать, но попробуем разобраться в основных проблемах «большого звука» в школе искусств и в возможных вариантах решения этих проблем, причем как-бы с точки зрения администрации школы (а не профессионального звукорежиссера).

1.    Какие варианты «озвучивания» зала (или большого класса) существуют?

Этих вариантов, в сущности, три. Первый – обходиться вообще без всякой аппаратуры – рояль или пианино, музыкальные инструменты, самый настоящий «живой» звук. Недостаток этого способа состоит в том, что если Вы проводите мероприятия пусть даже в небольших помещениях, но с участием большого количества детей (родителей, учителей) – Вам иногда будет очень сложно «перекричать» присутствующих. Все Вы, наверное, бывали на елках в детских садах в качестве зрителей. Вспомните момент, когда дети читают стихи Деду Морозу – как правило, у детей тихие голоса, кроме Мороза их никто и не слышит, в зале начинается шум и эта часть мероприятия как-бы «проваливается», получается невыразительной...

Второй способ – использовать в качестве «аппаратуры» музыкальный центр. Очень хорошо, если к центру можно подключить один или два микрофона. В общем, это вполне рабочий вариант, которым многие пользуются. Если Вы остановитесь на этом способе, то выбирать музыкальный центр нужно по принципу «чем больше и дороже – тем лучше». Конечно, выбирайте центр с микрофонным входом, желательно, чтобы уровень громкости микрофона можно было регулировать отдельной ручкой. Какие недостатки у этого способа? Самый главный недостаток – неразборчивый звук при пении в микрофон. Это связано с тем, что в музыкальном центре микрофонный вход предусмотрен для «караоке», он имеет очень «примитивное» строение, то есть Вы, в лучшем случае, сможете добавить громкости и иногда – эффект «эха». Для домашних развлечений этого достаточно, а в концертном зале все недостатки (в том числе и недостатки дешевых микрофонов) «выпячиваются» наружу.

Конечно, не всегда мы можем позволить себе купить хорошую аппаратуру. В случае использования музыкального центра можно посоветовать пользоваться не одним центром, а двумя. С одного ставится музыка, а к другому подключены микрофоны. В таком случае Вы получаете возможность более гибко и более широко регулировать соотношение голоса и сопровождения, особенно при пении под минусовые фонограммы.

Если Вы проводите мероприятие со сложным звуковым сопровождением (например, театрализованную постановку), а Ваш музыкальный центр переключает треки диска слишком медленно (на больших и особенно многодисковых центрах такое встречается часто), можем посоветовать использовать для работы с дисками небольшой однодисковый магнитофончик. Подключите его через разъем наушников к линейному входу большого центра и Вы получите гибкий инструмент с быстро переключающимися треками и большим запасом громкости. На «большом» центре для такой работы нужно выбирать режим «AUX» - то есть проигрывание сигнала с линейного входа. Провод (или переходник) для такого подключения стоят недорого (в районе 50 рублей), продаются они в магазинах радиотоваров.

Если будете выбирать такой небольшой «магнитофончик» - здесь главное не экономить, не покупать подделки или модели неизвестных производителей. Также очень может пригодится, если маленький магнитофон будет оснащен функцией воспроизведения формата mp3 (не лишним, хотя и неудобным в использовании, будет и разъем для флешки).

Ко всему вышеизложенному можно добавить, что в качестве источника звука можно использовать не маленький магнитофон, а ноутбук – также подключая его через разъем наушников к большому центру. Это, конечно, более гибкое и удобное решение, избавляющее вас от необходимости постоянно записывать всю нужную музыку на диски. У ноутбука не будет проблем с mp3, качество звука можно улучшить, подключив к ноутбуку внешнюю звуковую карту (вдруг у кого-то есть такая возможность..).

При использовании ноутбука основной совет, который можно дать – обязательно проверять все фонограммы и всю музыку, скачанную из Интернета именно в зале, с подключением больших колонок. В Интернете множество фонограмм имеют очень низкое качество (часто это так называемые «задавки» - то есть песни, в которых механически вырезали голос певца), и если на ноутбучных крошечных колонках все это еще как-то звучит, то на музыкальном центре может производить очень плохое впечатление. Хорошая фонограмма (в идеале) должна иметь формат WAVE (PCM) и не быть испорченной «пережиманием» в mp3. Если уж без Интернета и mp3 не обойтись (а это так и есть) – попытайтесь найти минусовку в качестве 320kb/s. Этот параметр можно попытаться указывать прямо в поисковой строке. Все, что записано с качеством («битрейтом») ниже 128 kb/s – это плохо, и, как правило, для сцены не годится.
Предположим теперь, что у Вас есть музыкальный центр (центры), и, скажем, 10-15 тысяч рублей, которые Вы можете потратить на звук. В таком случае можно посоветовать купить хороший микрофон.

Микрофоны бывают разные. Самые дешевые – для караоке, они стоят от 100 и до 1-2 тысяч рублей, бывают с проводом и без. Такие микрофоны без крайней необходимости покупать, наверное, не следует. Они могут подойти для объявления номеров ведущими. При пении в них слова будут малоразборчивыми, усилить звучание гитары или другого инструмента таким микрофоном вряд ли получится. Дешевый беспроводной микрофон будет плохо «ловить» сигнал, то есть звук может пропадать при перемещении артиста, дешевые беспроводные микрофоны работают в FM-диапазоне, а значит, звук может портиться помехами. Дешевые микрофоны будут неприятно свистеть, если их поднести друг к другу или подойти с ними слишком близко к динамику.

Среди более дорогих микрофонов выбор сделать сложно, и сложно дать универсальный совет по выбору. В самом общем плане – совет следующий. Если дети поют в микрофон – нужно купить хороший вокальный (не речевой, не инструментальный, не караоке) микрофон. С проводом – стоить будет дешевле, без провода – дороже. Общепризнанным стандартом являются микрофоны марки SHURE, цена одного вокального микрофона может быть около 8 тысяч рублей (остерегайтесь подделок).
Если покупаете проводной микрофон – обратите внимание на длину провода, или купите провод отдельно. Микрофонные кабели довольно дороги, ведь они должны защищать от различных помех.

И, в дополнение к сказанному, - если Вы хотите усиливать микрофоном звучание музыкальных инструментов (гитары, балалайки и т.п.) – Вам нужен инструментальный (не вокальный, не речевой, не караоке) микрофон. Его особенность в том, что, даже если гитарист будет сидеть в полуметре от микрофона, звук гитары все равно будет усилен, и при этом вам не придется выкручивать все ручки громкости на максимум, рискуя произвести громкий неприятный свист.

Для тех, кто еще не знаком с этой темой, добавим, что для работы беспроводных микрофонов необходимы батарейки (как правило, типа «крона», ценой около 50 рублей за штуку), и эти батарейки придется периодически менять (одной хватит примерно на 2-3 часовых мероприятия).

Можно еще много и долго углубляться в «микрофонную» тему, но наша задача – все-таки нарисовать общую картину, поэтому в финале – несколько слов о третьем способе озвучивания зала.

Конечно, самым оптимальным, является приобретение нормальной звуковой аппаратуры. Что именно минимально необходимо для зала школы искусств?

1.    Колонки (их называют «акустические системы» - напольные или на подставках)
2.    Усилитель
3.    Микшерский пульт (иногда может быть выполнен в одном корпусе с усилителем), обратите внимание на количество микрофонных входов – достаточно ли оно для Ваших замыслов
4.    Сценические мониторы (т.е. небольшие колонки, направленные на артистов) – можно, конечно, обходиться и без них, но если есть возможность – мониторы здорово помогут в Вашей работе.
5.    Соединительные провода (они дороги – комплект может стоить порядка 5-7 тысяч рублей)
6.    Микрофоны вокальные (в идеале – хотя бы пара беспроводных вокальных микрофонов)
7.    Микрофон инструментальный (или несколько)
8.    Ноутбук.

Советовать – как выбрать такую аппаратуру сложно из-за очень большого разнообразие моделей с разными характеристиками. В принципе, для обычного школьного зала можно выбирать «самое дешевое из профессионального», не экономить при этом на микрофонах. Помочь здесь сможет профессиональный звукорежиссер или консультант хорошего магазина...

Надеемся, что кому-то эти скромные «мысли на заданную тему» окажутся полезными.

Белашов Е.


Просмотров: 2173