НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ



27.08.2017

Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации.


25.08.2017

Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного образования детей, Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09


24.08.2017

Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов», Информационное письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10 марта 2017 г. N 122




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НАШ КАНАЛ НА YOUTUBE







13:55
"Есть музыка над нами"

Предлагаем Вашему вниманию статью корреспондента газеты "День Республики" А. Джаубаевой о преподавателе и директоре Детской музыкальной школы села Учкекен Хубиевой Розе Муссаевне.

 

В том, что жизнь всегда приносит то, что необходимо именно тебе, я убедилась на примере своей героини - Розы Муссаевны Хубиевой, в девичестве - Тамбиевой.


Она родилась в селе Ивановка Киргизской ССР. Там, в депортации, было не до изысков: обучать детей музыке, языкам, хорошим манерам и так далее. Но у Розы была какая-то своя внутренняя жизнь. Она сама с собой проделывала ту работу, какую с другими проделывают родители, гувернанты, учителя, школа. К примеру, девочка невероятно много читала, у нее был отличный слух, отчего постоянно напевала мелодии, где-то услышанные. Человек сам, словом, настолько рано приобщил себя к прекрасному, что оно вошло в кровь его и плоть…


Общеобразовательную и музыкальную школы Роза окончила в Учкекене и поступила на фортепианное отделение музыкального училища в Минеральных Водах, где, не отдавая себя отчета, не делая анализа, не противопоставляя интуицию и интеллект, но подчиняясь именно интуиции, пришла к пониманию музыкального стиля Баха, Моцарта, Бетховена. Это были подступы к большой, величайшей музыке…


Следом - учеба на музыкально-педагогическом, факультете Адыгейского университета. Чистый, ухоженный, красивый, точно игрушка, город. Великолепные педагоги. Новые перспективы в совершенствовании мастерства и расширении своего образования. Удивительная возможность играть часами на кабинетном «Стейнвее» произведения Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Шумана.

 

Когда Тамбиева садилась за фортепиано, все окружающее для нее переставало существовать, потому что она переносилась в естественный для нее мир музыки, в котором время становится бесконечным, уносясь вперед либо поворачиваясь вспять…


- Каждый номер в ее исполнении можно было считать настоящим подарком, - говорил в свое время так любимый, бесконечно уважаемый мною композитор Аслан Дауров, который постоянно давал мастер - классы студентам музыкальных училищ, консерваторий Кабардино-Балкарии и Адыгеи. - А какие овации летели навстречу Розе, как только во внемлющей каждому идущему со сцены звуку тишине зала замирал, едва вырвавшись из-под ее чутких пальцев, финальный аккорд?!


Профессиональная судьба Розы Муссаевны, как и личная, складывается очень удачно. Она возглавляет музыкальную школу села Учкекен, которая по праву считается одной из лучших. Кстати, когда школу открывали в далеком 1962 году благодаря стараниям тогдашнего первого секретаря райкома партии Бориса Узденова и работника райкома Лидии Поповой, желающих попасть в нее было не счесть, но экзаменаторы отобрали всего 32 ученика. Среди них была и Роза.


Далее наша беседа с Розой Муссаевной становится несколько странной, я хочу узнать и написать побольше о ней самой, потому как знаю не первый год и постоянно восхищаюсь ее умению быть в тонусе, ее беспредельной концентрированности действий, а она все о школе, педагогах, учениках.


- Наверно, я - неуемная натура и спокойно жить не могу, оттого работа и личная жизнь практически всегда переплетаются, но главное - не это. Другое. Мне фантастически повезло с коллективом. В народе говорят: музыку может пересказать лишь музыка и хороший педагог. Наши педагоги, все, как один, яркие, харизматические личности. Как актер в театре, играя много лет одну и ту же роль, каждый раз как будто впервые выходит на сцену, так и они - Светлана Тамбиева, Мариям Текеева, Ольга Тихонова, Наталья Игрушина и другие - дают уроки, ни в чем не похожие на предыдущие. Они делают все для того, чтобы дети не только овладели тончайшими премудростями фортепианного искусства, виолончели, чей голос ближе всего к человеческому, скрипки, настроенной на человеческое сердце, его душевный мир, но и чтобы еще знали творчество, биографии великих композиторов, ибо без этого учеба в школе может превратиться в нечто похожее на репетицию циркового номера «Заяц играет на барабане», стать голой технологией, лишенной всякого смысла.


Знаменитый бразильский писатель Пауло Коэльо писал: «Чему мы учим наших детей? Тому, что дважды два - четыре? И что Париж - столица Франции? Детям надо дать почувствовать, что они чудо и каждый из них может стать Микеланджело, Бетховеном, Шекспиром». Что наши учителя и делают.

Например, в 2004 году у нас был открыт класс скрипки. Музыканты знают, что этот инструмент требует в большей мере, чем другие, труда, настойчивости, целеустремленности. Трудный инструмент - и в техническом, и в эмоциональном отношении. Он, как очень чуткий камертон, - от него не скроешь ни малейшей неточности, прежде всего интонационной, и в этом известная доля его своеобразного «коварства». Но преподаватель предмета Галина Журавлева помогла детям не только открыть для себя мир скрипичной музыки, но и мир внутри себя со всей щедростью, широтой, на какую они способны. И как результат - ее ученики Шамиль Бостанов и Ахмат Каракотов добились успеха на республиканском конкурсе юных скрипачей «С мечтой о симфоническом…».


Кроме классической, звучит в нашей школе и музыка народная. Для популяризации и сохранения музыкальной культуры народов Кавказа в школе с 1991 года проводится районный конкурс «Музыка Карачаево-Черкесии». Вообще, знаете, в нашей работе есть множество направлений. Наши педагоги и ученики, к примеру, проводят классные часы в общеобразовательных школах, участвуют в художественной самодеятельности района, проводят конкурсы, работает хор… Есть уникальная возможность выступать на престижных сценах Кисловодска, Пятигорска. Кстати, есть педагоги, которые приезжают на работу из Кавминвод. Это Ольга Тихонова, Тамара Филиппова, Ольга Баннова, Наталья Игрушина.


- Роза Муссаевна, я слышала, что вы не только великолепно играете на фортепиано, но и пишете музыку...


- Хвастаться особо нечем, но несколько фортепианных сборников издала, как и учебные пособия для учащихся музыкальных школ. За одно из них даже премии была удостоена. Есть сборники песен, слова к которым пишет Ольга Тихонова. На Олимпиаде в Сочи дети исполняли гимн, музыку к которому также написала я…


Волнует Р.Хубиеву и состояние российской культуры.


- А как не волноваться? Приходишь с работы домой, включаешь телевизор, а там практически ни одной передачи с поэтической атмосферой. В наше не очень располагающее к смеху время - сплошная развлекаловка, истеричная дурашливость что в «Кривом зеркале», что в «Камеди Клаб», что… Концентрация "ужастиков" и детективов, так та вообще перешла все допустимые нормы.


- Роза Муссаевна, в одном из интервью вы как-то сказали: «Когда искусство гоняется за вами со шприцем, чтобы сделать воспитательную инъекцию, привить вам что-нибудь полезное, вы станете искать, где бы от него укрыться. Так что никакого нажима на детей…». А каким было ваше детство? И как вас воспитывали?


- Моя мама, Зоя Шаухаловна Байрамукова, была главным врачом детской туберкулезной больницы Ставропольского края. Она была не только предельно аккуратным человеком, но и добрым, щедрым человеком. Делать что-то для других, помогать им для нее всегда было приятнее и удобнее, чем для себя самой. Папа, Мусса Биясланович Тамбиев, был завсельхозотделом в райкоме партии. Очевидно, он заложил в нас - меня и двух моих братьев Руслана и Солтана - гены ответственности друг за друга, за все происходящее вокруг, верности идеалам человеческого духа…


Так что, отец нас воспитывал в строгости. А мама… Сказать, что мать жила жизнью детей - значит, ничего не сказать. Всем существом своим, точно головка цветка за солнышком, она была повернута к детям. И к своим, и к чужим.


- Роза Муссаевна, то, что ваш муж Назбий Хубиев является и вашим замом по хозяйственной части, как-то усложняет вашу семейную жизнь или напротив?


- Думаю, мне повезло. Назбий, как и мои родители, как и мои братья, - пример, как надо и как не надо жить в этом мире.


- «Как надо» - это как?


- Не допускать в свою жизнь чувства зависти. Не кичиться тем, что имеешь. Никогда не впадать в уныние. Словом, следовать всегда и везде заповедям Божьим.


Аминат ДЖАУБАЕВА.
НА СНИМКЕ: Роза ХУБИЕВА.
Фото Таулана ХАЧИРОВА.


Просмотров: 212